
Брокколи
Многочисленные исследования
показали, что частое употребление в пищу крестоцветных овощей (к которым
относится брокколи) коррелирует с уменьшением риска развития рака.
По данным одного популяционного исследования, диета с повышенным содержание
каротиноида лютеина (обнаруженного в некоторых овощах,
таких как брокколи, шпинат и качанный салат) приводит к снижению риска
развития рака толстой кишки. Эпидемиологическое исследование,
результаты которого были опубликованы в 1999 году в Journal of the
National Cancer Institute (США), выявило, что употребление в пищу
крестоцветных овощей приводит к уменьшению риска возникновения рака
мочевого пузыря, тогда как другие овощи и фрукты не оказывают
подобного эффекта. Результаты некоторых исследований свидетельствуют
о том, что употребление брокколи снижает риск возникновения рака
простаты.
В Университете Джона Хопкинса (Johns Hopkins University, США) выяснили,
что сульфорафан, содержащийся в молодых кочанах брокколи,
может быть основным веществом, предотвращающим развитие рака. Исследование
показало, что развитие рака было предотвращено у 60-80% лабораторных
животных, которые получали сульфорафан с пищей. Вероятно, сульфорафан
стимулирует выработку в организме фермента, способствующего предотвратить
формирование опухоли.
Влияние брокколи на рост злокачественных опухолей определенной локализации
также было изучено. Например, ученые из Калифорнийского Университета
обнаружили, что содержащееся в брокколи химическое вещество индол-3-карбинол
ингибирует рост в культуре клеток рака груди в ходе
лабораторных исследований.
В еще одном совместном исследовании американских и китайских ученых
было обнаружено, что химические вещества, содержащиеся в броколли,
белокачанной капусте и других крестоцветных овощах, могут защитить
против рака легких. В исследование вошло более 18 000 человек. За
период наблюдения было зарегистрировано 259 случаев рака легких. Обнаружено,
что при накоплении в организме вещества изотиоцианата,
полученного с пищей из брокколи, за 10-летний период риск развития
рака снижается на 36%.
Хотя ученые и подтверждают, что употребление брокколи способствует
профилактике и лечению рака, результаты исследований не следует рассматривать
изолированно. Антиканцерогенный эффект какого-либо отдельно взятого
продукта питания не может быть оценен в отрыве от всех компонентов
диеты. До сих пор не ясно, какое из веществ в большей степени — лютеин,
сульфорафан, индол-3-карбинол, изотиоцианат, или их комбинация в определенных
количествах — защищает организм от возникновения рака. Установлено,
что даже 150 г брокколи в день способны оказать существенное
влияние на риск развития рака. Обнаружено, что у мужчин, употреблявших
в пищу две и более порций брокколи такого объема в неделю, риск развития
рака мочевого пузыря уменьшен на 44% по сравнению с мужчинами, в пище
которых присутствует не более одной порции брокколи в неделю. Некоторые
исследования свидетельствуют о том, что употребление небольшого количества
молодой брокколи может снизить риск развития рака так же эффективно,
как и значительно большего количества полностью созревшего растения.
По мнению
доктора John W. Erdman, профессора диетологии и питания из университета
Иллинойса, совместное употребление капусты брокколи и томатов
обладает свойством предотвращать рак. Профилактическое действие брокколи,
а так же помидоров в отношении онкологических заболеваний известно
сравнительно давно. Новость заключается в том, что их совместное потребление
потенциирует антиканцерогенное действие.
Есть данные,
что селен и сульфорафан при их совместном применении в 13 раз более
мощно влияют на гены, которые контролируют развитие рака, чем если
они применяются в отдельности (по данным British journal Carcinogenesis).
Брокколи
можно употреблять сырой, сваренной или приготовленной на пару, но
наиболее полезна она в сыром виде. Термообработка уменьшает полезность
брокколи, т. к. при нагревании разрушаются некоторые антиканцерогенные
вещества. Эти вещества выделяются при пережевывании брокколи и участвуют
в борьбе с раком двумя путями — детоксикацией канцерогенов и супрессией
роста уже существующих злокачественных клеток.
Употребление в пищу брокколи не приводит к нежелательным последствиям.
Так как этот продукт питания богат клетчаткой, избыток брокколи в
рационе может вызвать метеоризм. Содержание в диете продуктов, богатых
клетчаткой, должно быть ограничено у людей с диареей и другой патологией
толстого кишечника.
Литература
Cao G, Booth SL, Sadowski JA, Prior RL. Increases in human plasma
antioxidant capacity after consumption of controlled diets high in
fruit and vegetables. Am J Clin Nutr. 1998;68:1081-1087.
Cover CM, Hsieh SJ, Tran SH, et al. Indole-3-carbinol inhibits the
expression of cyclin-dependent kinase-6 and induces a G1cell cycle
arrest of human breast cancer cells independent of estrogen receptor
signaling. J Biol Chem. 1998;273:3838-3847.
Fahey JW, Zhang Y, Talalay P. Broccoli sprouts: an exceptionally rich
source of inducers of enzymes that protect against chemical carcinogens.
Proc Natl Acad Sci U S A.1997;94:10367-10372.
Gamet-Payrastre L, Li P, Lumeau S, et al. Sulforaphane, a naturally
occurring isothiocyanate, induces cell cycle arrest and apoptosis
in HT29 human colon cancer cells. Cancer Res. 2000;60:1426-1433.
Hasler CM. Functional foods: their role in disease prevention and
health promotion. Quackwatch Web site. Available at: http://www.quackwatch.com.
Accessed May 8, 2000.
Michaud DS, Spiegelman D, Clinton SK, Rimm EB, Willett WC, Giovannucci
EL. Fruit and vegetable intake and incidence of bladder cancer in
a male prospective cohort. J Natl Cancer Inst. 1999;91:605-613.
Nestle M. Broccoli sprouts in cancer prevention. Nutr Rev. 1998;56:127-130.
Shapiro TA, Fahey JW, Wade KL, Stephenson KK, Talalay P. Human metabolism
and excretion of cancer chemoprotective glucosinolates and isothiocyanates
of cruciferous vegetables. Cancer Epidemiol Biomarkers Prev. 1998;7:1091-1100.
Slattery ML, Benson J, Curtin K, Ma KN, Schaeffer D, Potter JD. Carotenoids
and colon cancer. Am J Clin Nutr. 2000;71:575-582.
Zhang Y, Kensler TW, Cho CG, Posner GH, Talalay P. Anticarcinogenic
activities of sulforaphane and structurally related synthetic norbornyl
isothiocyanates. Proc Natl Acad Sci U S A. 1994;91:3147-3150.
S. J London, J-M.Yuan, F-L. Chung, Y-T. Gao, G.A. Coetzee, R. K Ross,
M. C. Yu Isothiocyanates, glutathione S-transferase M1 and T1 polymorphisms,
and lung-cancer risk: a prospective study of men in Shanghai, China
The Lancet 356: 724-729 (2000).